RSS

О районе Метрогородок

Район Метрогородок очень молодой по сравнению с близлежащими, которые имеют давнюю историю и образовались на месте старинных деревень и сел, таких как Богородское, Черкизово, Калошино, Абрамцево, Черницыно, Гольяново. Ведь до начала прошлого столетия на месте современного района кроме Лосино-Погонного леса, реки Сосенки с притоками, да нескольких деревянных домиков ничего не было.
Даже после завершения в 1908 году строительства Московской Окружной железной дороги, ничего не изменилось в этих местах. Только возле станций «Черкизово» и «Белокаменная» появились промышленные постройки. Из села Ивантеевское прошли две параллельные дороги: одна – на месте нынешнего Открытого шоссе, другая – чуть южнее в сторону Гольяново. Через железную дорогу перекинулся узкий мостик, в последствии по нему проложили одноколейку. На одноколейном трамвайчике люди стали приезжать в Лосиный Остров, чтобы отдохнуть: погулять в лесу, собирать ягоды, грибы.
Название района уводит нас в 30-е годы XX века, к появлению Московского метро. В сентябре 1931 году был создан «Метрострой», в ноябре этого года была заложена первая шахта метро на Русаковской улице. С этого началось строительство Сокольнического радиуса метрополитена. Начаты проектирование и геологические изыскания на трассе первой очереди, которая должна была пройти от центра по трем радиусам: к Сокольнической, Крымской и Смоленской площадям. «Метрострой» включили в число ударных строек, с первоочередным снабжением стройматериалами и транспортом. Со всех концов страны шли грузы, отмеченные буквой «М». На строительство метрополитена была объявлена добровольная комсомольская мобилизация. Стройка была овеяна романтикой. Сюда съезжалась молодежь из разных мест нашей необъятной родины, и остро встал вопрос строительства жилья.
Первый городок «Метростроя» вырос в нескольких километрах от Москвы – в Лоси. Скучные одноэтажные дома на деревянном каркасе барачного типа. О красоте тогда не думали, особых удобств не требовали. Стандартные дома возводили в течение нескольких дней. Но прошло очень немного времени и здесь стало уже тесно. Для метростроевцев стали строить дома-общежития в Черкизове, Преображенском, Сокольниках. Для нужд «Метростроя» появилась автобаза возле Окружной железной дороги со стороны Метрогородка.
После того, как были введены в эксплуатацию первые станции метрополитена, встал вопрос о строительстве хорошей дороги и трамвайно-автомобильного моста через Окружную железную дорогу (что и было сделано к началу 40-х годов). Постепенно городок перестраивался. На месте прежних бараков руками пленных немцев началось строительство двух- трехэтажных домов с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией. Квартиры, что вполне естественно, получали работники Метростроя и автобазы. Появились площади и скверы.
В начале 50-х годов в Метрогородок переезжает завод железобетонных изделий (ЖБИ), его продукция широко используется для строительства метро, дорог, путепроводов, мостов (стоит отметить, что это старейшее предприятие Метростроя, основанное в 1932 году и отметившее в прошлом году 75-летний юбилей, активно функционирует и сейчас.). Рабочие завода также стали жителями района.
Набирают обороты темпы строительства: ведется строительство 5-этажных домов с покатыми крышами и высокими потолками, которыми застраивается четная сторона Открытого шоссе. В первой половине 60-х по нечетной стороне Открытого шоссе «вырастают» знаменитые «хрущевки», чуть позже – блочные 9-этажки. Открытое шоссе приобретает современный облик. В это время появляется улица Николая Химушина, название которой дали к 20-й годовщине Великой Победы. В 1965 году появились Монтажная и Тагильская улицы, два Иртышских проезда. Но самой старой считается улица Лосиноостровская, которая появилась в 1928 году. В 70-х годах появляются новые жилые кварталы, к опушке леса переносится трамвайный круг. Метрогородок этих лет был необычайно уютен и зелен: огромные деревья росли даже между трамвайными путями. Практиковалась и искусственная высадка, в результате чего лес «подошел» прямо к домам. Старожилы рассказывают и о многочисленных яблоневых садах, от которых в наше время почти ничего не осталось.
Сегодняшний Метрогородок мало напоминает поселок метростроителей прежних лет. Площадь территории района 2699,5 га. Жилая застройка занимает 10% общей площади (54 га). Жилой фонд – застройка 1961 – 1997 гг. – насчитывает 137 строений. Численность населения, в том числе временно зарегистрированные, более 33 тыс. человек. Средняя обеспеченность общей площадью жилого фонда на одного жителя – 18,9 кв. м. Промышленные территории составляют 376 га. Остальная территория района – ценнейший природно-исторический памятник – лесопарковый заповедник «Лосиный Остров».
На территории района более 15 крупных промышленных предприятий, в том числе ЗАО «Черкизовский завод Мосметростроя», ОАО «Моспромжелезобетон», ОАО «Мосметромаш», ТЭЦ-23, ГУП «Хладопродукт». Далеко за пределами Москвы известна продукция ОАО «Русский продукт» и Черкизовского мясоперерабатывающего завода. В районе действует 24 предприятия розничной торговли, в том числе 18 продовольственных магазинов и 6 промтоварных, 16 предприятий бытового обслуживания населения, 4 больницы, 2 поликлиники, 8 детских садов, Дом ребенка, Психоневрологический интернат №22, детский городской психоневрологический санаторий № 44, 4 общеобразовательных школы, Московский торгово-экономический техникум, Московский городской психолого-педагогический университет (факультет информационных технологий) Московский государственный социально-гуманитарный институт, Российский государственный социальный университет, Московский социально-педагогический колледж, Технологический колледж №21. На его территории расположены: отделение связи, 4 аптеки, 2 библиотеки, государственное учреждение «Клуб «Лицей», муниципальное учреждение «Дет
Газета «Вести Метрогородка»